четверг, 5 октября 2017 г.

Освещение церкви Святого Великомученика Димитрия в с. Скородном, Мозырского Уезда

ОСВЯЩЕНІЕ ЦЕРКВИ СВ. ВЕЛИКОМУЧЕННИКА ДИМИТРІЯ, 
ВЪ С. СКОРОДНОМЪ, М03ЫРСКАГ0 УѢЗДА


Село Скородное, минской губерніи, мозырскаго уѣзда, имѣющее православнаго населенія
болѣе полуторы тысячи душъ обоего пола, находится въ 65 верстахъ отъ г. Мозыря, при рѣчкѣ Словешнѣ, на границѣ минской губеріи съ волынскою, въ глухой, лесистой и болотистой мѣстности. Благодѣтельныя преобразованія новаго времени, улучшіившія нравственный и матеріальный бытъ крестьянъ, отрадно отозвались и въ этомъ отдаленномъ уголкѣ нашего отечества устройствомъ народнаго училища и перестройкою ветхой деревяной церкки. Вновь перестроенная въ селѣ Скородномъ церковь св. великомученника Димитрія освящена была 17-го прошлаго августа по благословенію Преосвященнѣйшаго Архипастыря минскаго Александра, — мозырскимъ благчочиннымъ о. протоіереемъ Георгіемъ Тарнопольскимъ, съ соборомъ окрестныхъ сельскихъ священниковъ. Обрядъ освященія и божественная литургія совершены были съ приличною торжественностью, при превосходномъ пѣніи приглашеннаго на етотъ случай изъ Мозыря хора пѣвчихъ. Величественно и трогательно богослуженіе
православной Церкви, когда оно совершается благолѣпно и по чину. Умѣстно здѣсь замѣтить, что таково оно всегда бываетъ въ мозырскомъ соборѣ, коггда при богослуженіи участвуютъ воспитанники гимназіи. Подъ престоломъ вазсозданной Скороденской церкви водруженъ священнодействовавшими деревянный крестъ съ надписью:


«сей храмъ возобновлена, иждивеніемъ прихожанъ, по старанію приходскаго
священника о. Іакова Занцевича и мозырскаго благочиннаго о. протоіерея Георгія
Тарнопольскаго, въ 1869 году, 17 августа, и освященъ по благословенію Епископа
минскаго и.бобруйскаго Александра.»

Прежняя церковь въ селѣ Скородномъ была построена, по словамъ мѣстнаго священника,
въ 1665 году и имѣла видъ и характеръ церкви унитской: престолъ, напр., примыкалъ
плотно къ восточной стѣнѣ, такъ, что вокругъ него не было хода; образъ Спасителя,
стоящій нынѣ на горномъ мѣстѣ, былъ утвержденъ на престолѣ вмѣстѣ съ римско-католическимъ распятіемъ; сѣверныхъ и южныхъ вратъ въ иконостасѣ не было, всѣ иконы имѣли стиль  римско-католическій. Кто первоначально построилъ эту церковь, неизвѣстно; но судя потому, что въ другихъ селахъ, какъ напр. въ мозырскомъ же уѣздѣ въ селѣ Прудкѣ,
гдѣ въ прошломъ году освящена была вновь перестроенная церковь святителя и чудотворца
Николая, уніатскія церкви выстроиваемы были мѣстными помѣщиками на свой счетъ и
для собственнаго религіознаго удовлетворенія, надобно полагать, что мѣстными же
помѣщиками построена была и церковь Скороденская. Въ теченіе ста двухъ лѣтъ своего
существованія эта церковь до того обвѣтшала, что мѣстный священникъ, о. Іаковъ Занцевичъ,
по замѣчанію благочиннаго протоіерея о. Георгия Тарнопольскаго, долженъ былъ прекратить
въ ней богослуженіе и объявилъ прихожанамъ, что церковь необходимо перестроить заново.
Послѣ долгихъ, со стороны о. Іакова, убѣжденiй и объясненiй на счетъ необходимыхъ
работъ и ихъ стоимости, ему самому пришлось быть и главнымъ распорядителемъ во всемъ
дѣлѣ перестройки церкви, подъ руководствомъ мѣстнаго о. благочиннаго. Мѣстный церковный
совѣтъ, подъ предсѣдательствомъ о. Іакова, собралъ для этого предпріятія, чрезъ Своихъ
членовъ и чрезъ церковнаго и сельскйхъ старость, потребную сумму (нѣкоторые крестьянскіе
дворы давали до 25 руб. и болѣе) пріискалъ мастеровъ и нанялъ рабочихъ. Перестройка
началась въ 1867 году. Долгъ справедливости требуетъ упомянуть при этомъ о благородномъ
сочувствіи и примѣрномъ усердіи, съ какими отнесся ко всему этому дѣлу Скороденскій
помѣщикъ Генрихъ Казимировичъ Адамовичъ. Онъ пожертвовалъ для перестройки церкви,
изъ своего лѣса, лучшія бревна и самъ принималъ участіе въ наблюденіи за производствомъ
работъ. Онъ же построилъ въ селѣ Скородномъ и народное сельское училище, снабдивъ его
необходимою классного мебелью, и домъ волостнаго управленія. Часть матеріала для
перестройки церкви доставлена была также другимъ помѣщикомъ — Карломъ Яковлевичемъ Маевскимъ. Изъ крестьянъ наибольшее усердiе въ дѣлѣ перестройки церкви оказали: церковный староста Осипъ Потапенко, Феодоръ Пархоменко, Савва Захарченко и Яковъ Сѣрый.

Все дѣло обновления церкви обошлось въ 1795 руб. Изъ нихъ 1565 р. внесено было прихожанами, 50 р. израсходовано изъ прежней церковной суммы и 180 руб. собрано мѣстнымъ священникомъ отъ  постороннихъ доброхотныхъ пожертвованій. Уплочено: плотнику Якову Стукареву, крестьянину Буйновицкой волости, 1100 руб.; позолотчику Василію Ефимову, жителю м. Наровли, и иконописцу Михаилу Юрьину, мѣщанину г. Мозыря 465 руб. и полторы четверти ржи; 230 руб. употреблено на церковную утварь, паникадило, и отчасти ризницу. Изъ постороннихъ пожертвованій слѣдуетъ упомянуть о напрестольномъ Евангеліи, пожертвованномъ мозырскимъ жандармскимъ унтеръ-офицеромъ Мойсеемъ Савельевымъ. Въ сей церкви имѣются отъ помѣщика Адамовича благолѣпныя священническое и діаконское облаченiя, пожертвованныя имъ при вводъ во владѣнiе Скородонескимъ имѣнiемъ.


Скороденская церковь, увѣнчанная тремя куполами и имѣющая видъ креста стоитъ на площади среди села; это обстоятельство заслуживаеть вниманія потому, что въ нѣкрторыхъ селахъ, какъ напр., въ, Прудкѣ, Ремезахъ, Бесѣдкахъ и др., православные церкви удалены отъ самыхъ селъ, къ которымъ онѣ принадлежать. Скороденская церковь перестроена въ болѣе общирныхъ размѣрахъ сравнительно съ прежнимъ; въ особенности увеличенъ алтарь, восточная стѣна котораго въ настоящее время разобщена,съ престоломъ. Для такого села,
каково Скородное, церковь сдѣлана достаточно вмѣстительною. Четырехъ-ярусный иконостасъ ея украшенъ 16-ю рѣзными подъ виноградъ, колоннами; такими же двумя колоннами украшенъ и запрестольный образъ Спасителя; рѣзьба царскихъ вратъ необыкновенно изящна. Всѣ эти украшенія храма, прежде окрашенныя бѣлою краскою, теперь покрыты золотомъ и серебромъ, отличаются рѣдкимъ благолѣніемъ и производятъ превосходный эффектъ. Умилительно видѣть этотъ плодъ христолюбиваго усердія крестьянъ, которые не щадили своихъ средствъ на созданіе у себя столь приличнаго мѣста селенія славы Божіей. Только
нельзя, къ сожаленію, сказать, чтобы иконопись въ церкви вообще была изящна; мѣстный священнкъ  предполагаетъ улучшитъ ее в последствiи времени.

Во время божественной литургіи, послѣ причастнаго стиха, мѣстный священннкъ, о. Іаковъ Занцевичъ, сказалъ назидательную, приличную случаю, проповѣдь на текстъ:

„Есть Господь на мѣстѣ семъ" Послѣ же стиха: „Буди имя Господня благословенно", и священнодѣйствовавшій, мозырскій благочинный, о. протоіерей Георгій Тарпопольскій, сказалъ рѣчь, въ которой, между прочимъ,  выразилъ справедливую похвалу усердію мѣстнаго священника и прихожанъ, которые перестроили свою церковь своимъ собственнымъ иждивеніемъ, не ожидая ни откуда посторонняго вспомоществованія, а также и
землевладѣльцамъ, оказавшимъ имъ въ этомъ дѣлѣ вещественное пособіе. Сочувственное поученіе достоуважаемаго о. протоіерея, сказанное съ обычною ему внятною дикціей, произвело на всѣхъ отрадное впечатлѣніе. Съ позвбленія достоуважаемаго нашего проповѣдника, мы прилагаемъ здѣсь, въ концѣ настоящей статьи, рѣчь  его въ подлииникѣ.

При освященіи церкви присутствовали, кромѣ прихожанъ и мѣстныхъ помѣщиковъ, мозырскій директоръ училищъ, статскій совѣтникъ Мих. Мак. Изюмовъ, съ нѣкоторымй изъ учителей, уѣздиый йсправникъ Ф. В. Вержбицкій, помощника, его А. А. Лопушинскій, мировой посредникъ 1 участка М. П. Лучницкій съ супругою, становой приставъ 1-го стана М. В. Вередковичъ, и нѣкоторые другіе уѣздные чиновники.

По окончаніи божественной литургіи, діаконъ мозырской соборной церкви провозгласиль многолѣтіе Государю Императору и всему Царствующему Дому, Св. Синоду, Епископу минскому Александру и всѣмъ содѣйствовавшимъ и сочувствовавшимъ обновленію храма.

Въ слѣдъ за тѣмъ духовенство и чиновники приглашены были къ мѣстному священнику, откуда отправились въ домъ волостнаго управлепія, на дворѣ котораго прихожане устроили общій завтракъ. Здѣсь г. мировой посрендникъ, прінявъ предложенную сельскимъ старшиною чарку вина, возгласила, тостъ за здравіе Его Величества возлюбеннаго нашего Государя Императора, на что присутствовавшіе и весь народъ отвѣчали восторженнымъ и единодушнымъ «ура»! За тѣмъ и другіе чиновники поздравили народъ съ счастливымъ и прекраснымъ исполненіемъ его задушевныхъ и давнихъ желанiй. Когда наконецъ
смолкли восклицаніи, г. мировой посредникъ обратился къ народу съ краткою рѣчью, въ которой внушалъ  имъ жить единодушно и почитать своего священника, подъявшаго столько безкористныхъ трудовъ въ дѣлѣ перестройки церкви; о. протоіерей пожелалъ имъ того же. За тѣмъ хоръ музыки заигралъ народный гимнъ: «Боже Царя храни»; народъ расположился завтракать на дворѣ, чиновные посѣтители приглашены были г. посредникомъ въ комнаты, а пѣвчіе приглашены были на завтракъ въ сосѣдній домъ народнаго училища г. становымъ приставомъ Вередковичемъ, къ чести котораго относится то, что онъ, съ достойною всякой
похвалы предусмотрительностью и ласкою, озаботился и удобнымъ помѣщеніемъ и содержаніемъ прибывшихъ гостей пѣвчихъ.

Вообще утѣшительныя явленія этого дня на долго останутся въ памяти у всѣхъ, присутствовавшихъ при торжествѣ освященія Скороденской церкви. Благолѣніе новоосвященнаго храма, сочувственныя и одобрительные отзывы посетителей, радушіе хозяевъ и видимая радость и ликованіе народа, довольнаго результатомъ своего добраго дѣла, все это вмѣстѣ должно было произвесть на душу каждаго, учавствовавшаго въ торжествѣ 17-го августа, — одно изъ самыхъ пріятныхъ впечатлѣній.

Достойно замѣчанія, что съ нѣкотораго времени въ мозырскомъ благочиніи не проходить ни одного года, который бы не былъ ознаменованъ освященіемъ какой либо новоустроенной церкви, этимъ высокимъ торжествомъ православія. Слышно, что въ будущемъ 1870 г.
также ожидается освященіе церквей въ селѣ Слободѣ, а потомъ приступлено будетъ въ, возобновленію церкви въ селѣ Бойновичахъ.

к. Мысовскій.

Минскiя Епархiальныя Вѣдомости. 
Сентября 15 №17. 1869 года.